Народный Театр Драмы ДКЖ им.Г.Е.Гецова
Основан в
1917
году



Статьи о театре


Театр начинается со строчки

В Екатеринбурге показали премьеру спектакля, поставленного по материалам "Российской газеты"

В минувшую пятницу большой актовый зал областной научной библиотеки имени Белинского в Екатеринбурге раз за разом взрывается аплодисментами, но никто из посетителей на нарушение священной библиотечной тишины не сетовал. В это время читатели превратились в зрителей, а герои публикаций сошли с газетных полос и сами рассказали свои истории. Именно так - "Газетные истории" - журналисты регионального филиала "РГ" решили назвать спектакль, который они придумали еще весной.

Полный текст статьи доступен на сайте Российской Газеты.       20.10.2019

В Екатеринбурге состоялась премьера спектакля по материалам "РГ"

Большой актовый зал областной научной библиотеки имени Белинского раз за разом взрывается аплодисментами, но никто из посетителей не сетует на нарушение священной библиотечной тишины. Вчерашним вечером читатели превратились в зрителей, а герои публикаций сошли с газетных полос и сами рассказали свои истории. Именно так - "Газетные истории" - журналисты Уральского регионального представительства "РГ" решили назвать спектакль, который придумали еще весной, чтобы таким образом в Год театра отметить приближающийся тридцатилетний юбилей газеты. Автор идеи - Марина Гущина.

Для воплощения задуманного из сотен публикаций выбрали три - Ларисы Ионовой, Светланы Добрыниной и Марины Порошиной (она же написала пьесу). Из множества театральных коллективов Екатеринбурга - самый старый и любимый зрителями народный Театр имени Григория Гецова, который премьерой "Газетных историй" открыл свой 103-й сезон. Из возможных эпиграфов - самый краткий: "Все, что вы увидите - правда".

Полный текст статьи доступен на сайте Российской Газеты.       19.10.2019

Еще раз про любовь

Народный театр из Екатеринбурга шагнул во второе столетие

Свой 102-й сезон Народный театр имени Григория Гецова завершил спектаклем "Тишина". Постановку на основе незатейливой пьесы, ставшей знаменитой благодаря спектаклю театра имени Моссовета с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом, режиссер и актеры с горьким юмором посвятили "Настоящим и будущим пенсионным реформам". Они никого не осуждают, дети, решившие разлучить стариков-родителей, отдав мать в приют, отнюдь не монстры и тоже переживают… но так сложились обстоятельства: долги, теснота, собственные подросшие дети. "Уступи место завтрашнему дню" называется пьеса в оригинале, и старики Куперы безропотно уступают, мечтая лишь о том, чтобы в этом завтрашнем дне их любимые дети были счастливы.

Полный текст статьи доступен на сайте Российской Газеты.       31.07.2019

Чем уральский любительский театр завоевал зрителя

Спектаклем "Тишина" по пьесе Вины Дельмар завершил свой очередной театральный сезон народный театр имени Г.Е. Гецова.

На ярком фоне титулованных и обласканных критиками постановок только что отгремевшего фестиваля "Золотая маска в Екатеринбурге" этот спектакль не произвел фурора. Он прошел в крохотном зале ДК Железнодорожников на пятьдесят мест, где актеры порой работали в полуметре от зрителей. Простейшие декорации, костюмы, что называется, "на подборе". Да и актеры непрофессиональные, любители. Но если в тот вечер в набитый до отказа зал и попали по воле случая театральные снобы, то после спектакля их снобизм навсегда растворился в аплодисментах.

Полный текст статьи доступен на сайте Российской Газеты.       07.06.2019

В ЦЕНТРЕ – ВОПРОСЫ МОРАЛИ

Чрезвычайное происшествие: педагог, наставник молодежи, попадает… в медвытрезвитель. Происходит ошибка: пассажиры троллейбуса приняли острый приступ диабета за алкогольное опьянение и вызвали милицию. Пока разбирались, в чем суть, в институте, где работает педагог, разыгралась драма. Заведующий кафедрой, пользуясь случаем, решает свести счеты с соперником и откладывает защиту кандидатской диссертации его аспирантке…

Такова сюжетная завязка нового спектакля народного театра драмы Свердловского Дворца культуры железнодорожников по пьесе украинского драматурга В. Врублевской «Кафедра». В постановке остро поднимаются вопросы морали и этики, ответственности старшего поколения перед молодежью.

- С точки зрения воспитания актера, - говорит постановщик спектакля и руководитель театра, заслуженный артист РСФСР Г. Гецов, - пьеса оказалась очень интересной. Она позволила в какой-то мере подвести итог многолетней работы с самодеятельными актерами.

Со своей сложной задачей театральный коллектив справился, ему удалось создать ансамбль – главное, без чего бы не получилось спектакля.

Наиболее удались роли инженерам – строителям Ю. Ершову (зав. Кафедрой Брызгалов) и Н. Солдатовой (парторг кафедры Барвинская).

) На снимках: в поисках внешности героя Г. Гецов, Н. Солдатова и Ю. Ершов; В. Кузницова (Заначалова) и Л. Титова (Лаговская).


ЕЩЕ НЕ ВСЕ СПЕКТАКЛИ МЫ СЫГРАЛИ

Народный театр Дворца культуры железнодорожников готовит очередную премьеру к своему 95- летию

Спектакль «странная миссис Сэвидж» в ДКЖ, можно сказать, единственная одноимённая постановка по пьесе Джона Патрика, которую сегодня можно увидеть в Екатеринбурге. Когда-то «монополию» на это произведение американского драматурга держал в городе академический театр драмы. Но потом на Патрика «замахнулся» коллектив народного театра Г. Е. Гецева из ДКЖ. Железнодорожника оказалась ближе к требованию автора пьесы.

В «Странной миссис Сэвидж» играют и молодые актёры и те, кто отдал любительской сцене не один десяток лет. В главной роли – Нэли Солдатова, ветеран сцены, которой годы не почём. Так же, как и её сегодняшним партнёрам по спектаклю: Александру Шевнину, исполняющему роль главного врача доктора Эммета, и Вячеславу Бессонову в роли судьи Сэмуэля. В небольшом зале, где сегодня располагается театр, перед спектаклем встретились бывшие актёры Мая Ворожцова, Римма Варганова, Юрий Ершов и вспомнили о прежних ролях. Вмести с ними не было только руководителя и режиссёра Андрея Мячина, принявшего эстафету от самого Григория Гецова. Андрей Васильевич заболел и не смог прийти.

История драмкружка началась в ноябре 1917 года. Он стал сердцем первого на Урале рабочего клуба, основанного железнодорожниками. Театральный реквизит пожертвовала вдова бывшего городского головы Казанцева, который был большим любителем сцены и владельцем домашнего театра на 160 мест. Спектакли в клубе показывали бесплатно. Первые постановки кружка «На дне» М. Горького, «Лес» А. Островского, «Королевский брадобрей» А. Луначарского. Всего же за все годы в театре сыграно почти полсотни разных спектаклей.

- Я начала заниматься в ДКЖ в детском театральном коллективе и сразу же влюбилась в нашего руководителя Тамару Евгеньевну Таратинову, - рассказывает ветеран театра, отличник культуры СССР, преподаватель высшей категории по сценической речи Свердловского областного колледжа искусств и культуры Римма Варганова. – Она на всю жизнь привила мне любовь к театру. И не мне одной: у нее занимался Вячеслав Мелихов. Слава рос в семье железнодорожников, его отец был составителем поездов. Казалось, и сыну предопределена такая судьба. Но, случайно попав в драматический кружок к Таратиновой, юный Мелехов навсегда влюбился в сцену и посветил ей себя. Он получил звание народного артиста России, служил в театре драмы. А моим мечтам стать профессиональной актрисой так и не суждено было сбыться, зато я реализовала себя как театральный педагог. Когда открыли первый экспериментальный курс режиссеров народных театров, я немедленно туда поступила. И свой дипломный спектакль «Таня» по пьесе Арбузова поставила 1966 году – именно на сцене ДКЖ. Григорий Гецов ради этого даже отложил репетиции нескольких постановок, чтобы дать мне актёров.

- В театре ДК железнодорожников я пришла в 1961 году, не имея никакого опыта игры на сцене, рассказывает ветеран театра Мая Петровна Ворожцова. – Режиссером тогда был Роман Сергеев, который ввёл меня в спектакль «Грач – птица весенняя». А Григорий Гецов пришел к нам 1964 году. Помню, как а 80-х годах мы поставили спектакль «Кафедра», где я работала в очередь с Нэли Солдатовой, играла роль парторга. Выездной спектакль в городе Березовский, где она должна была играть выпал на мой день рождения. В автобусе во время разговора вспомнили о моем празднике, и Нэли вдруг спросила: «А что, слабо тебе сегодня сыграть?» Я приняла это за шутку и ответила: «Всегда готова!». Нэли и в самом деле уступила мне свою очередь. Этот спектакль стал для меня лучшим подарком. Он прошел успешно, после его окончания руководители Березовского клуба поздравили меня с днём рождения и подарили сувенир, который храню до сих пор. Всего в театре мне довелось сыграть около двадцати ролей. Нашему театру XXI века хочется пожелать, чтобы руководители железной дороги помнили о родном дворце и его театре, о талантливых артистов.

О том, что 95 лет радует зрителей своим мастерством и интересным репертуаром. Артистам желаю больше интересных ролей, гастролей по области и за её приделами, любви и успеха зрителей.

Благодаря Юрию Ершову, который блестяще играл роли революционеров (Свердлова, Баумана), театр получил звание народного. Сегодня Юрию Борисовичу 79 лет, он не играет на сцене, но часто приходит сюда, чтобы пообщаться с друзьями. У Юрия Ершова был единственный перерыв в его любительской театральной деятельности. На два с половиной года он уезжал восстанавливать после землетрясения город Ленинакан в Армении.

- Играть в театре мне, можно сказать, на роду было написано. - говорит Юрий Борисович. – Хотя и не случилось стать профессиональным актёром, получить звание народного… Зато стал заслуженным строителем России (смеётся). Строил Богословский алюминиевый завод, Уральский автозавод… В драмкружок ДКЖ меня пацаном привели мои дядя Алексей Леонидович и тетя Зинаида Васильевна Любарские, они здесь занимались. Первый мой спектакль «Васса Железнова», где была совсем маленькая роль Андрея, племянника Вассы. Спустя годы я уже играл капитана Сергея Железнова, мужа богатой судовладелицы. Ну а одна из первых моих больших работ – роль Якова Свердлова. В газете «Правда» даже появилась статья обо мне. (Знаменитый Михаил Царёв в «Правде» признал достойным профессионального театра исполнение роли Свердлова инженером Юрием Ершовым. – Прием. «УМ».). Однажды меня на сцене увидел Ярополк Лапшин, известный уральский режиссёр. И пригласил меня на роль архитектора Невьянской башни в фильме о Демидовых. Довелось работать и вместе с любимым в народе Борисом Андреевым. Бережно храню его фотографию с автографом: «Юрочка, будем успешны, ваш добрый друг Борис Андреев». Сейчас я уже не играю, а вообще на сцене провел более 40 лет.

Внимание руководства железной дороги и администрации дворца к театру всегда было особенным. Интересно, что после переезда в новое здание одним из молодых драмкружковцев был Борис Рагозин, который впоследствии стал директором ДКЖ. Он играл во многих спектаклях на протяжении 40 лет, до последних дней своей жизни.

- Неоценимую поддержку своим авторитетом оказывал нам ведущий актёр театра драмы Григорий Гецов, в честь которого и назван наш театр, рассказывает руководитель Нэли Солдатова. – После Григория Ефимовича возглавил коллектив Андрей Мячин. Он пришел в ДКЖ десятилетним мальчишкой в 1956 году. Переиграл много ролей. А работал фрезеровщиком ремонтных мастерских. Гецов оценивал возможности и Мячина-актёра и режиссёра, развивал их и готовил себе достойного приемника. В 1998 году Андрей Мячин стал руководителем народного театра Свердловского дворца культуры железнодорожников, а коллективу присвоили имя народного артиста России Григория Гецова. Наверное, почти с полвека мы рядом с Андреем Мячиным на любительской сцене – и его супруга Нина Мячина. Не одно десятилетие выходили на любительскую сцену Фаина Бимбат, Эдуард Баранов, Юрий Ершов, Вера Зырянова, Вячеслав Бессонов. Александр Швенин 25 лет играет в театре, а по профессии - сварщик. В наш театр охотно шли люди других творческих коллективов. Так, для учеников изостудии Юрий Киселёв был художником и учителем. А на сцене он становился мастером перевоплощений.

- Готовимся к 95 летию нашего театра, 25 ноября будет премьера, - говорит ветеран театра, журналист Вячеслав Бессонов. – Сейчас чуть не каждый день бегаю на репетиции в ДКЖ. Спектакль ставит режиссер Людмила Стригулина, мама знаменитого уральского компазитора Александра Понтыкина. У меня в пьесе «Памятник» главная роль, играю дворника Ивана Мухина. Вообще по образованию я филолог. После школы хотел стать актёром, поскольку ещё с первого класса занимался в театральном драмкружке в Казахстане. Но мама отговорила: у актёров жизнь не простая, нередко идет подковёрная борьба из-за ролей. После пединститута из Свердловска направили в деревенскую школу. Но не в школе, не в институте, ни в армии не расставался с театром – переиграл множество ролей, в том числе и главных. В ДКЖ с 70-го года. В спектакле «Мать» по пьесе М. Горького играл пристава Рывкина. Мне посчастливилось работать с Григорием Гецовом более 30 лет. Что особенно радует – если раньше на сцене играли люди, что называется в возрасте, то сегодня приходит много талантливой молодёжи. Это и Мила Ахминеева, и Екатерина Станкевич, и Дарья Поздина, и Вячеслав Деев, и Николай Голендухин, и Надя Калинина. У всех разные гражданские профессии: юная юлия Ульянова – бизнес аналитик, Евгений Самойлов – продавец сварочного оборудования, а Любовь Калыгина – ведущий экономист Дирекции тяги. Невероятно интересно играть с ними на сцене!

К юбелею Юрий Ершов написал стихи, посвященные родному театру. Нели Николаевна их прочла и сказала: «Как это всё грустно, как будто вспомнила о чём-то былом и невозвратном… Надо продолжение». И Юрий Борисович принёс стихи «С продолжением»:

Того уж нет. А те живут далече. И не собрать нас всех На эту встречу, Лишь можно помечтать хотя бы В этот вечер… Но места нет унынию и печали! Еще не все спектакли мы сыграли, есть кое-что для зрителя – в остатке!

Владимир Андреев


© Народный Театр Драмы ДКЖ им.Г.Е.Гецова 1917